рейтинг сайтов 24logru часы на сайт

Форум магии и астрологии Magistar

Объявление

ДЖЕНТРИ - газета прогнозов и предсказаний

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум магии и астрологии Magistar » Просто интересные сведения » Ловушки, уловки и ошибки в шахматной игре


Ловушки, уловки и ошибки в шахматной игре

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Ловушки, уловки и ошибки в шахматной игре.
Ранее я уже создавал тему о шахматах... Была попытка написать самоучитель шахматной игры. Но то времени не было, то просто лень. Дело в том, что учебников и самоучителей в интернете достаточно много, в том числе и очень хороших. Тематических сайтов и форумов тоже не мало. Публиковать чужой материал не хотелось, а писать своими словами, что-то не пошло... Вроде бы понятно объяснял, но у других видел изложение и получше, поэтому недописанную тему о базовой теории игры (для начинающих) просто удалил.
В этой новой теме я буду публиковать более интересный мне материал. Будет ли тема популярной не знаю, она скорее больше для меня, чем для других. Здесь я стану записывать и комментировать различные ловушки и уловки в шахматных партиях, с которыми я сталкивался.
Кроме того, буду показывать самые типичные и грубые ошибки новичков. Помню в свое время моя учительница по шахматам как-то сказала, что шахматы - это игра до первой ошибки. Неважно насколько один умнее другого, важно то, кто первый допустит просчет или невнимательность. Как пример из жизни, я на соревнованиях победил подряд двух более сильных шахматистов исключительно из-за их невнимательности. Чем лучше человек, что-то умеет делать, тем чаще он начинает недооценивать новичков и проявлять невнимательность. Очевидно мой соперник ждал более сложных комбинаций, так как считался одним из самых сильных игроков в нашей группе, а я поставил ему так называемый "Детский мат", он же мат в три хода. Это была игра на выбывание, поэтому дальше на этих соревнованиях он не участвовал и был ОЧЕНЬ зол. Остальные в перерыве между партиями хорошо посмеялись. А я подумал, что у многих сложился в голове старый военный стереотип о том, что дважды в одну воронку снаряд не попадает, поэтому могут расслабиться. Следующий же соперник тоже получил "Детский мат", он веселился до самого конца, в упор не замечая знакомого всем новичкам построения фигур.
Так что в шахматах нужно быть собранным и контролировать свои эмоции, ничуть не меньше, чем в покере. Здесь тоже можно отвлекать внимание, играть на слабостях соперника. Ну и не стоит забывать, что даже очень умный человек, озабоченный какой-то проблемой, уставший на работе или не выспавшийся, может проиграть начинающему, но более собранному сопернику.
Надеюсь материал кому-то будет интересен.

Теги: шахматы, игра, дебюты, эндшпиль

+1

2

anisimov написал(а):

Ну и не стоит забывать, что даже очень умный человек, озабоченный какой-то проблемой, уставший на работе или не выспавшийся, может проиграть начинающему, но более собранному сопернику.

И не только в шахматах, а в любой игре и даже в какой либо жизненной ситуации.... http://s019.radikal.ru/i614/1210/4f/1b11948ee5c2.gif

0

3

Урок 1. Детский мат (вариант 1).
Начало стандартное для начинающих шахматистов, открытый дебют, королевские пешки идут на две клетки вперед.
1. e2-e4 e7-e5
http://s7.uploads.ru/1yXlW.jpg
http://sd.uploads.ru/qD0JP.jpg

Слон белых выходит на удобную позицию для угрозы пешки противника на f7. Но так как эта пешка находится под защитой короля, то черные не предпринимают никаких действий для ее дополнительной защиты. Никто не будет разменивать пешку на Слона, поэтому черные делают ход ферзевой пешкой, одновременно защищая королевскую и открывая диагональ своему слону.
2. Слон f1-c4 d7-d6
http://s9.uploads.ru/LjQ1S.jpg
http://s5.uploads.ru/Wg9bS.jpg

Далее белые выводят ферзя на позицию для атаки пешки противника на f7. Вот тут то бы черным и занервничать, так как две сильных фигуры белых нацелились на одно и тоже поле, находящееся рядом с черным королем, которому будет некуда уходить в случае атаки, но новичок, играющий за черных, часто этого не замечает и продолжает играть дальше, как ни в чем не бывало.
3. Ферзь d1-f3 Конь b8-c6
http://sa.uploads.ru/KqQ9c.jpg
http://s4.uploads.ru/j2PD7.jpg

Далее белые рубят пешку противника и ставят мат практически в самом начале игры.
4. Ферзь f3:f7 x
http://sg.uploads.ru/AbvkI.jpg

+2

4

Урок 2. Детский мат (вариант 2).
Снова стандартное начало, открытый дебют, королевские пешки идут на две клетки вперед навстречу друг другу.
1. e2-e4 e7-e5
http://s7.uploads.ru/1yXlW.jpg
http://sd.uploads.ru/qD0JP.jpg

Ферзь белых встает практически перед строем вражеских пешек. С этой позиции тоже можно угрожать пешке черных на f7, но игрок черных даже и не подумает, что кто-то станет разменивать Ферзя на пешку, поэтому посчитает, что Ферзь белых угрожает пешке на e5. Таким образом происходит отвлечение внимания противника, играющего за черных. Последний делает ход Конем и берет королевскую пешку под защиту.
2. Ферзь d1-h5 Конь b8-c6
http://s7.uploads.ru/pGmKv.jpg
http://s9.uploads.ru/K2cA9.jpg

Слон белых выходит на удобную позицию для угрозы пешки противника на f7.
В этом случае даже невнимательные новички замечают угрозу чаще, чем в первом варианте. Видимо это чисто психологический эффект. В первом случае Ферзь белых находится далеко и на него не так пристально обращают внимание, чем во втором варианте, где он разместился практически под боком у черных. Но не все могут сразу сделать правильный ход. В данном случае я покажу, какую еще ошибку делают новички в такой ситуации.
Черные хотят прогнать Ферзя и делают ход вторым Конем. Конь делает вилку на белого Ферзя и белую королевскую пешку. Очевидно черные ожидали, что Ферзь белых отойдет на f3 и возьмет королевскую пешку под защиту.
3. Слон f1-c4 Конь g8-f6
http://sa.uploads.ru/RA7pv.jpg
http://sg.uploads.ru/og5AO.jpg

Далее белые рубят пешку противника и ставят мат ферзем в самом начале игры, как и в первом варианте.
4. Ферзь h5:f7 x
http://s4.uploads.ru/8VvgD.jpg

+2

5

Урок 3. Защита от Детского мата (вариант 1).
1. e2-e4 e7-e5
2. Слон f1-c4 d7-d6
3. Ферзь d1-f3 ...
http://sa.uploads.ru/KqQ9c.jpg

В этом случае играющий за черных действительно должен был сделать в ответ ход Конем... Но другим!

3. ... Конь g8-f6
http://s7.uploads.ru/vJ56N.jpg

Таким образом Конь черных перекрыл собой проход белому Ферзю к черной пешке на f7. Кроме того, ферзь белых не может встать и на h5, так как Конь черных там его срубит. Следовательно угроза мата черным устранена. Белым остается только обезопасить своего Ферзя от угрозы черного Слона на g4. Для этого они делают ход ладейной пешкой. Черные же продолжают развитие темпа игры, допустим, выдвинув вперед второго Коня.
4. h2-h3 Конь b8-c3
http://s7.uploads.ru/tAY3X.jpg
http://s4.uploads.ru/3XA5j.jpg

На этом собственно можно было бы пример и закончить, так как "Детский мат" не удался. Но попробуем порассуждать, чисто гипотетически, каким образом белые могут освободить проход белому Ферзю к черной пешке на f7.

Белые ходят левофланговым Конем, черные делают ход пешкой, тем самым на всякий случай оберегая своего Коня от угрозы Слона белых, так же, как ранее аналогично делали белые оберегая своего Ферзя.
5. Конь b1-c3 a7-a6
http://sg.uploads.ru/L9W3S.jpg
http://s3.uploads.ru/iyXgd.jpg

Далее идет просто размен Коней.
6. Конь c3-d5 Конь f6:d5
http://s7.uploads.ru/ny45o.jpg
http://sg.uploads.ru/yKnS4.jpg

Как вы можете видеть, размен Коней произошел, белые добились своей цели и освободили проход Ферзя к черной пешки на f7. Но это им не сильно то и помогло, так как на ее защиту встал черный Ферзь и при атаке на это поле, белые потеряют Ферзя. Конечно в ответ они могут срубить вражеского Ферзя Слоном, но король черных тогда срубит и его и белые по очкам (баллам) останутся в проигрыше. Кстати, замечено, что начинающие игроки часто сдаются при потере Ферзя, без него им играть не интересно. Поэтому предположу, что на размен Ферзей белые скорее всего не пойдут. А следовательно черным остается сделать всего несколько ходов до рокировки и их короля достать будет от туда еще сложнее.
7. Слон c4:d5 Ферзь
http://sd.uploads.ru/tXq8f.jpg
http://s8.uploads.ru/K2Zac.jpg

+1

6

Урок 4. Защита от Детского мата (вариант 2).
Снова стандартное начало, открытый дебют, королевские пешки идут на две клетки вперед навстречу друг другу.
1. e2-e4 e7-e5
http://s7.uploads.ru/1yXlW.jpg
http://sd.uploads.ru/qD0JP.jpg

Первый важный шаг, который должен сделать играющий за черных, видя вражеского Ферзя на этом поле, это защитить свою королевскую пешку, так как при последующей попытке согнать с удобной позиции белого Ферзя, последний может ее срубить и объявить шах черному Королю. Одновременно стоит задуматься о противодействии возможной попытке проведения Детского мата.
2. Ферзь d1-h5 Конь b8-c6
http://s7.uploads.ru/pGmKv.jpg
http://s9.uploads.ru/K2cA9.jpg

После вывода Слона на позицию c4 игроку за черных должно быть уже предельно ясно, что против него готовится Детский мат. Поэтому ему приходится выдвинуть вперед пешку, вынуждая белого Ферзя отступить.
3. Слон f1-c4 g7-g6
http://sa.uploads.ru/RA7pv.jpg
http://sg.uploads.ru/Mco8s.jpg

Белые вряд ли отступят от выбранной тактики. Да, мат в три хода не удался, но остается возможность поставить мат, как было показано в первом варианте. Но черным тоже ничего не мешает воспользоваться стандартной защитой, выведя вперед второго Коня и перекрыть тем самым линию атаки белому Ферзю.
4. Ферзь h5-f3 Конь g8-f6
http://sd.uploads.ru/DZFEV.jpg
http://sg.uploads.ru/p6i2e.jpg

Конечно тут белые могли бы переместить своего Ферзя на b3 и попытаться Слоном достать пешку на f7. Но эта атака имеет еще меньше шансов, так как слишком много уже фигур выведено черными вперед, поэтому шанс отбиться или защититься у них достаточно велик. К тому же белые в своей настойчивости на атаке именно на это поле могут потерять темп игры и инициатива перейдет к черным.
Таким образом начальная тактика белых не сработала, но зато черные не смогли развить свое наступление или построить какую-то особую защиту, так как им приходилось только реагировать на атаки белых. Это не значит, что черные проиграли в темпе игры или у них позиция хуже. Они просто не смогли начать игру по своему плану, только и всего. Вообще, черным удается действовать по плану только в играх новичков. На более высоком уровне игры факт второго хода сказывается весьма плачевно в плане выбора стратегии, потому что черным в большинстве случаев приходится только подстраиваться. И опять таки это не означает, что черным невозможно выиграть, просто ошибаться для них в начале игры более вредно, чем белым.

+1

7

Урок 5. Ловушка под видом Детского мата.
Итак, мы разобрали два варианта Детского мата и защиты от него. Сейчас же мы разберем одну ловушку рассчитанную, конечно на новичка, уже умеющего иногда замечать приближающуюся к королю опасность, но не умеющего правильно отражать такие атаки.

Снова стандартное начало, открытый дебют, королевские пешки идут на две клетки вперед навстречу друг другу.
1. e2-e4 e7-e5
http://s7.uploads.ru/1yXlW.jpg
http://sd.uploads.ru/qD0JP.jpg

Играющий белыми делает ход Ферзем, как бы намекая, что готовится Детский мат. Черные проявляют логичное желание отогнать Ферзя противника, совершая ход пешкой. Ход этот ошибочный и как правило бывает поспешным. Чаще всего такие ошибки бывают у новичков, когда они играю в блиц (на время), но я сталкивался с этим и в обычных партиях.
2. Ферзь d1-h5 g7-g6
http://s7.uploads.ru/pGmKv.jpg
http://sd.uploads.ru/si3ao.jpg

Да, белого Ферзя черным удалось согнать с прежней позиции, но следующим же ходом он рубит королевскую пешку, объявляет шах  Королю и угрожает Ладье, которую из-за шаха не успеть ни закрыть, ни отвести в сторону. Играющий черными понимает, что фланг практически потерян и необходимо спасти хоть что-то. Ладья однозначно потеряна, а следующей жертвой скорее всего будет Конь, поэтому именно его черные используют для прикрытия своего Короля, одновременно спасая первого и защищая второго.
3. Ферзь h5:e5+  Конь g8-e7
http://s9.uploads.ru/fnC8s.jpg
http://s4.uploads.ru/DjxyP.jpg

Как и было предсказано, следующим ходом белый Ферзь срубает Ладью черных. В попытке хоть как-то сохранить фигуры, игрок за черных передвигает пешку на два поля вперед. Таким образом фланговые пешки черных выстраиваются в цепь, защищая друг друга.
4. Ферзь e5:h8 h7-h5
http://sd.uploads.ru/A4Chk.jpg
http://s3.uploads.ru/jyOMx.jpg

Конкретно в этот момент белые больше не могут продолжить атаки Ферзем, во всяком случае без помощи других фигур. Поэтому белые делают ход ферзевой пешкой на два поля вперед. Там самым они захватывают центр, увеличивают отрыв от черных в темпе игры и открывают диагональ для свободного хода Слоном. Черные же ходят Конем, либо для развития темпа игры, либо в попытке связать белого Ферзя, так как если последний сменит диагональ, то пешка останется без защиты и Конь черных ее срубит.
5. d2-d4 Конь b8-c6
http://s3.uploads.ru/eHR12.jpg
http://s5.uploads.ru/pEh28.jpg

Далее белые снова переходят в атаку. Теперь Слону черных угрожают сразу две сильные фигуры белых. Рубить Слоном Слона не выйдет, так как нельзя открывать Короля под шах Ферзю белых. Это очень удачная связка! Король черных зажат своими же фигурами, отходить ему некуда, а следующим же ходом ферзь белых может поставить ему мат. Черным остается только обеспечить Королю безопасный отход и смириться с возможной потерей Слона.
6. Слон c1-h6 d7-d6
http://s7.uploads.ru/a5UA4.jpg
http://s3.uploads.ru/b7SQT.jpg

Ферзь белых рубит вражеского Слона и объявляет шах черному Королю. Королю черных остается только один ход, который он себе обеспечил в предыдущий раз.
7. Ферзь h8:f8+ Король e8-d7
http://sh.uploads.ru/Y3bRi.jpg
http://s7.uploads.ru/zfv7k.jpg

Ферзю белых остается только срубить не защищенную пешку противника и можно подводить итог данного примера (не игры!), что белые разгромили почти весь фланг черных, навязали свой ход игры, немного опередили черных в темпе развития игры, лишили черных права на рокировку. Конечно это не значит, что у черных нет шанса на выигрыш, но оправится от такого удара им будет не просто.
8. Ферзь f8:f7 ...
http://s8.uploads.ru/m7EGe.jpg

+1

8

Урок 6. Ошибка в начале игры. Связка.

В данном примере белые ходят стандартно, ожидая, что противник пойдет так же и в этой партии будет открытый дебют. Но черные решили использовать одну хитрость, которая приведет к небольшому выигрышу в темпе игры. Черные пошли ферзевой пешкой, подставляя ее под сруб.
1. e2-e4 d7-d5
http://s7.uploads.ru/1yXlW.jpg
http://sg.uploads.ru/V4PCb.jpg

Вариантов действий у белых не много, но хватает. Правда не все они равноценны.
Во-первых, если белая пешка пойдет вперед на e5, уходя от атаки, то черные, например, ответят ходом e7-e6. И получится, что у черных выдвинуто вперед фигур на одну больше, чем у белых. Таким образом черные могут переломить ход игры и начать сами навязывать противнику свою тактику. Это и есть показатель темпа игры, который очень важен в дебюте (начало игры). Именно поэтому у шахматистов считается плохим тоном ходить одной и той же фигурой в дебюте, особенно это касается пешек.
Во-вторых, белые могут походить Конем b1-c3, беря королевскую пешку в защиту и одновременно угрожая ферзевой пешке противника. Но тогда пешка черных пойдет d5-d4 и сама станет угрожать Коню черных. Да, это не идеальная атака и сохранить Коня белым будет достаточно легко. С одной стороны это приведет к потере темпа у черных, но с другой стороны, вражеская пешка у самых рядов белых будет им мешать в развитии. Особенно, если черные смогут защитить свою пешку более сильными фигурами. Кроме того, в некоторых случаях шахматисты проводят пешку еще дальше на третью горизонталь, ставя ее под сруб. Таким образом создавая неудобство белым в том, что у них появились "сдвоенные пешки", т.е. две стоящий рядом пешки расположенные в одном вертикальном ряду.
Оба этих варианта белые вряд ли используют, поэтому они идут на размен, их пешка рубит пешку противника. И Ферзю черных ничего не остается, как в ответ срубить пешку белых. Собственно на это и был расчет, чтобы черным хоть немного выиграть в темпе.
2. e4:d5 Ферзь d8:d5
http://sd.uploads.ru/3qHX5.jpg
http://s8.uploads.ru/eyOb8.jpg

Вражеский Ферзь в центре шахматной доски никому не понравится, поэтому белые предпринимают попытку его прогнать Конем. И вот тут то черные допускают грубейшую ошибку, отводя Ферзя на безопасное место, но не думая при этом о своем Короле.
3. Конь b1-c3 Ферзь d5-c6
http://s3.uploads.ru/zoyBQ.jpg
http://sg.uploads.ru/tg1Gl.jpg

Белые не могут не воспользоваться моментом и ходят Слоном, угрожая Ферзю черных. Происходит связка. Черным хочется сохранить своего Ферзя, но он не может отойти, так как по правилам нельзя подставлять своего Короля под шах. Закрыть Ферзя черные тоже невозможно. В этом случае им остается только одно, хоть как-то компенсировать уже очевидную потерю Ферзя, поэтому он рубит Слона белых.
4. Слон f1-b5 Ферзь c6:b5
http://s8.uploads.ru/8LQu9.jpg
http://s8.uploads.ru/aM7qD.jpg

Конь белых рубит Ферзя черных. На этом пример можно и заканчивать. Думаю вы поняли, какой ошибки не стоит допускать, чтобы не терять Ферзя в начале игры.
5. Конь c3:b5 ...
http://s7.uploads.ru/5hJKr.jpg

+2

9

Урок 7. Ошибка черных в дебюте. Потеря темпа игры.

Рассмотрим другой случай, когда черные также, как и в предыдущем примере, решили пойти на размен пешек, чтобы выиграть немного темпа игры.
1. e2-e4 d7-d5
http://s7.uploads.ru/1yXlW.jpg
http://sg.uploads.ru/V4PCb.jpg

2. e4:d5 Ферзь d8:d5
http://sd.uploads.ru/3qHX5.jpg
http://s8.uploads.ru/eyOb8.jpg

Как вы можете видеть, черные в этот раз не допустили той роковой ошибки, что привела к потере Ферзя. Играющий черными фигурами шахматист выбрал другую тактику, он решил удерживать своего Ферзя в максимальной близости от строя фигур противника, мешая тем самым ему развиваться по плану (если таковой был).
3. Конь b1-c3 Ферзь d5-d4
http://s3.uploads.ru/zoyBQ.jpg
http://s7.uploads.ru/5HlEs.jpg

4. Конь g1-f3 Ферзь d4-f4
http://sa.uploads.ru/h9fql.jpg
http://s9.uploads.ru/hLmk1.jpg

После очередного раза, когда Ферзя согнали с выбранного им поля, он занимает позицию g4, очевидно ожидая, что рано или поздно играющий белыми фигурами шахматист сделает ход Слоном, оставив пешку g2 без защиты. Таким образом Ферзь черных мог бы вскрыть фланг противника.
5. d2-d4 Ферзь f4-g4
http://s7.uploads.ru/MuPel.jpg
http://sg.uploads.ru/LhEAx.jpg

Но не тут то было! Как вы могли заметить, минимальная безопасная дистанция до фигур противника неудобна тем, что Ферзя постоянно донимают атаками, пытаясь его прогнать. Это происходит и на этот раз... Играющему за черных надоедают постоянные метания из стороны в сторону и он отводит своего Ферзя назад к строю своих фигур, попутно конечно объявляя шах белому Королю, раз подвернулась такая возможность.
6. h2-h3 Ферзь g4-e6+
http://sg.uploads.ru/CIw2p.jpg
http://sg.uploads.ru/B5kA2.jpg

Угроза Королю не слишком опасная и белым достаточно перекрыть вертикаль Слоном.
7. Слон c1-e3 ...
http://s3.uploads.ru/hLtY9.jpg

А теперь вернемся к изначальному плану черных. Чего игрок хотел добиться в самом начале? Я напомню. Своими первыми ходами, он добивался заполучить перевес в темпе игры, т.е. вывести вперед больше фигур, что позволит навязывать свою тактику противнику. А что вышло в итоге? У белых выдвинуто фигур много больше, по сравнению с одним Ферзем черных и они стоят не вразброс, а составляют вполне приемлемую защиту с возможностью дальнейшего развития игры. Вот почему в шахматной игре считается "дурным тоном" часто ходить одной и той же фигурой в дебюте.

+1

10

Урок 8. Добиться ничьей.
Бывают случаи, когда в конце игры (эндшпиле) на шахматной доске остается всего три фигуры, т.е. два Короля и одна пешка. Как вы должно быть знаете, если провести пешку через всю доску, то пешку можно будет заменить на любую другую фигуру. Обычно выбирают Ферзя, после чего у противника не остается никаких шансов на выигрыш (разве что - это будет игра на время и он сможет затянуть игру). Поэтому главная задача одинокого Короля - это не дать вражеской пешки занять последнюю на ее пути горизонталь. В этом ему поможет правило, запрещающее Королям приближаться друг к другу, т.е. минимальная дистанция должна составлять одно поле (одну игровую клетку на доске).

Будем считать, что это конец игры, например, 21-ый ход.
Расположение фигур:
Белые: Король e1.
Черные: Король e5, пешка e4.

20. ...
21. Король e1-e2 Король e5-d4
http://s5.uploads.ru/fglay.jpg
http://s7.uploads.ru/TtuDy.jpg

Вот на этом ходу белым надо не ошибиться, это можно сказать решающий ход. Отходить необходимо только в сторону вражеского Короля. Если, к примеру, белый Король пойдет на f2, то черный Король встанет на d3, тем самым не давая противнику вернуться на вертикаль e, что позволит ему провести пешку до самого конца.
22. Король e2-d2 e4-e3+
http://sd.uploads.ru/AFLkU.jpg
http://s7.uploads.ru/2V6wr.jpg

Король белых встает под пешку, не давая черному Королю спуститься на горизонталь ниже или оставить пешку без защиты.
23. Король d2-e2 Король d4-e4
http://s7.uploads.ru/XHFS2.jpg
http://s4.uploads.ru/bK6st.jpg

У белого Короля тоже нет возможности пойти влево или вправо. Но помним правило, что надо придерживаться вертикали вражеского Короля.
24. Король e2-e1 Король e4-d3
http://s8.uploads.ru/2JKb3.jpg
http://s7.uploads.ru/ejLgk.jpg

25. Король e1-d1 e3-e2+
http://s7.uploads.ru/5Hjzn.jpg
http://sg.uploads.ru/JXD6O.jpg

Вот тут происходит самое интересное! После хода белых, черному Королю ничего не остается, как пойти на ничью. Если он встанет на e3, то будет пат (ничья). Если отойдет в другую сторону, то пешка останется без защиты и белый Король ее срубит. А когда на шахматной доске в конце игры остаются только два Короля, это автоматически считается игрой в ничью. Признать поражение черные тоже не могут, так как это еще хуже.
26. Король d1-e1 Король d3-e3=
http://sg.uploads.ru/fcgRw.jpg
http://sg.uploads.ru/heg6J.jpg

Причем на тех же соревнованиях, при такой концовке партии, вашему противнику присуждается не +1 балл, как если бы это была победа, а всего +0,5.

+1

11

Урок 9. Атака Конем.
Стоит заметить, что большинство атак на Короля или на другие сильные фигуры противника в начале игры происходят однотипно. Больше всего такая тактика подобна уже рассмотренному Детскому мату. Первым делом в строю противника выявляется слабое звено, т.е. фигура (или пустое поле), которая не имеет защиты или же ее защищает всего одна другая фигура. Дальше идет атака, одна сильная фигура нападает, вторая ее защищает. В случае с Детским матом все было еще проще, так как пешку защищал только сам Король, а он не может пожертвовать собой, пойдя на размен. Поэтому попробуем разобрать более сложный случай с атакой не столько на Короля, сколько на тяжелые фигуры противника.

Для разнообразия сыграем закрытый дебют, где в центре доски сходятся ферзевые пешки.
1. d2-d4 d7-d5
http://s4.uploads.ru/9nuEM.jpg
http://sa.uploads.ru/f9nXl.jpg

2. Слон c1-f4 Конь g8-f6
http://s4.uploads.ru/eAIg5.jpg
http://sg.uploads.ru/6Dc8N.jpg

Как правило до этого хода, черные еще не замечают угрозы или скорее не воспринимают Коня белых всерьез.
3. Конь b1-c3 Конь b8-c6
http://s4.uploads.ru/YfpbV.jpg
http://sd.uploads.ru/pyoCx.jpg

А вот тут думаю черные угрозу оценили, но несколько поздновато... Черные предпринимают попытку отогнать коня пешкой, но этот ход сильно запоздал, его надо было делать раньше, чтобы не подпускать Коня так близко.
4. Конь c3-b5 a7-a6
http://sa.uploads.ru/9GfPq.jpg
http://s7.uploads.ru/mWphw.jpg

Конь белых делает так называемую "вилку", в нашем случае двойную, так как угрожает Ладье и объявляет шах Королю. Спасти Ладью черные уже не могут, так как по правилам сперва надо увести Короля в сторону от шаха. Прикрыться Королю тоже не получится, так как Конь единственный из тяжелых фигур, от которого нельзя закрыться, т.е. остается только отходить и терять возможность совершить рокировку...
5. Конь b5:c7+ Король e8-d7
http://sd.uploads.ru/7K2Yr.jpg
http://sa.uploads.ru/riKVe.jpg

Следующим ходом Конь белых рубит Ладью черных.
6. Конь c7:a8 ...
http://s9.uploads.ru/bo7r6.jpg

Вам может показаться, что Конь сам загнал себя в угол и от туда ему уже никуда не деться, но это не совсем так.
Во-первых, белые могут продолжить грамотно развивать наступление по всему фронту, атаковать неприкрытого Короля и т.д., что заставит черных на некоторое время оставить Коня в покое. А после неизбежного размена фигур, возможно будет вернуть Коня в бой.
Во-вторых, даже если вам и не удастся сохранить Коня, то можно будет вернуть его на прежнюю позицию под прикрытие Слона и в крайнем случае разменять его на пешку. Поверьте, ценность Ладьи и пешки покроет потерю Коня. На такой размен пойдут многие игроки.

Эту же тактику можно повторить и в открытом дебюте, когда в центре доски сходятся королевские пешки. Только Конь будет делать вилку не Королю и Ладье, а Ферзю и Ладье. Ферзя противник конечно постарается отвести в сторону, но Ладья, как и в данном примере, для него будет потеряна.

+1

12

Урок 10. О ценности пешек.
В 18 веке жил один известный шахматный деятель, который перевернул сложившееся к тому времени представление об этой игре. Звали его Франсуа Андре Даникан Филидор. Дело в том, что тогда была популярна итальянская шахматная школа, а ее тактика сводилась к наиболее быстрой атаке на Короля тяжелыми фигурами. Специальные защиты не разрабатывались и практически не применялись, а пешки считались не подспорьем, а препятствием. Таким образом их легко ставили под сруб, делали их размен и практически не защищали. Все это делалось для того, чтобы открыть линии для прохода тяжелых фигур. И только Филидор создал концепцию изначального планирования. В его тактике предлагалось более грамотно и рационально использовать пешки в ходе игры, так как они способны открывать линии для своих более тяжелых фигур и перекрывать линии атаки для фигур противника. "Пешки - душа шахматной игры", - говорил он.
К чему я провел этот небольшой экскурс в историю? А дело в том, что начинающие шахматисты, как раз и напоминают тех самых любителей старой итальянской школы, о которой говорилось выше. Новички уже в дебюте концентрируются больше на атаке, чем на защите и на потерю пешек особого внимания не обращают (они их просто не ценят). В первых уроках мы разобрали именно подобные случаи, вроде Детского мата и его производных.
Для того, чтобы хоть немного исправить такое положение дел, мы и рассмотрим вариант использования пешки против тяжелых фигур противника. А для разнообразия на этот раз играть будем черными.

Полузакрытый дебют, белые ходят Конем, а черные выводят в центр доски ферзевую пешку. С одной стороны, ставить фигуру на скомпрометированное поле считается плохим тоном или не очень умным решением, но с другой, тут пока нет ничего страшного, так как пешка находится под защитой Ферзя.
1. Конь b1-c3 d7-d5
http://sa.uploads.ru/md7DR.jpg
http://sg.uploads.ru/gxGQl.jpg

Белые постарались обезопасить себя от возможного прохода черного Слона на g4. Иначе пешка на e2 окажется в связке, т.е. белые пойдут королевской пешкой, то тем самым откроют своего Ферзя, что тут же приведет к его потере, так как любой шахматист не задумываясь разменяет его на Слона.
Но черные просто решают взять под контроль центр доски.
2. h2-h3 e7-e5
http://sa.uploads.ru/W5IXP.jpg
http://sd.uploads.ru/I6DMQ.jpg

Черные на всякий случай берут пешку на d5 под защиту Конем, очевидно ожидая хода белых e2-e4.
3. d2-d3 Конь g8-f6
http://s8.uploads.ru/4ndY9.jpg
http://s7.uploads.ru/GgB6W.jpg

После хода белых Слоном, черные могли бы уже сделать очень сильный ход ферзевой пешкой, но видимо решили подстраховаться и не позволить Коню потом отойти ближе к своим позициям. На мой взгляд это было несколько рискованно, в том смысле, что белые могли заметить неудачное расположение своих Коня и Слона, и отвести одного из них в сторону.
4. Слон c1-e3 a7-a6
http://s5.uploads.ru/U5O8D.jpg
http://s9.uploads.ru/a0Elv.jpg

Белые очевидно не замечают угрозы и берут под двойной контроль поле e4, на случай если черные захотят произвести там размен пешек. Но черные поступают более умно, их пешка производит некий аналог "вилки", которую обычно делают при помощи Коня. Под угрозу попадают сразу две сильные фигуры белых, а спасти им удастся только одну из них. Кстати, это один из самых спорных моментов между шахматистами. Ценность тяжелых фигур принято рассчитывать в пешках. Чем-то это напоминает советский мультфильм, где удава измеряли в попугаях. По теории шахмат, Слон и Конь одинаково оценивают в три пешки. Но шахматисты часто считают иначе и берегут одну из этих фигур больше другой. Это зависит от любимого стиля игры шахматиста, какой фигурой он играет сильнее и чаще, ту он и устремится сохранить в такой ситуации. На это стоит обращать внимание и в дальнейшей игре постараться срубить именно эти фигуры, таким образом ослабив противника еще больше. Разумеется это уже идет из разряда психологии...
5. f2-f3 d5-d4
http://s8.uploads.ru/HN0pL.jpg
http://s8.uploads.ru/HQcVY.jpg

+1

13

Урок 11. О детских защитах и бездумной игре.
Как правило, в шахматы начинают играть из интереса, а не для того чтобы развить аналитическое мышление и внимательность, поэтому первые ходы в партии новички делают бездумно. Особенно это касается детей и тех, кто не читал ни одной шахматной книги, т.е. просто выучил то, как ходят те или иные фигуры. Им совершенно все равно чем ходить, есть те, кто начинает игру фланговыми пешками или Конем, совершенно не думая о построении обороны или развитии темпа.
Должен заметить, что этот этап должен пройти каждый шахматист. Сперва необходимо набрать опыт игры, хоть какой-то, а уже потом изучать тонкости построения дебюта. Для этого подойдет обычное начало королевской или ферзевой пешкой.
По опыту знаю, что в этот период никакие специальные защиты в голове просто не умещаются и не воспринимаются. Когда нас в свое время в шахматном кружке попытались обучить этому, то для примера взяли "Защиту Чигорина" и "Защиту Каро-Канн". Так после этого никто этими защитами не пользовался, потому что никто не мог понять, зачем надо их учить, если ими не всегда можно воспользоваться в точности, так как противник чаще ходит как-то иначе, чем нужно вам. Все они казались слишком сложными и непонятными.
Но что делать, когда базовый опыт игры набран и новичок начинает сталкиваться с более подкованными в дебютах игроками? Правильно! Они начинают искать простые в понимании и исполнении дебюты и защиты. Как правило, это что-то настолько простое, что не имеет названия или же имеет много названий. Меня к примеру друг обучил защите Хвост Дракона, хотя я до сих пор ее не нашел ни в одном из справочников по шахматам, так что возможно где-то ее называют как-то иначе.

Посмотрите на картинку, на шахматной доске оба игрока использовали ту самую защиту Хвост Дракона и чтобы продолжить игру, кому-то придется пойти на размен или попытаться провести вперед Коня.
http://sa.uploads.ru/jP4I6.jpg

А вот далее происходит интересный момент, многие шахматисты настолько привыкают к полюбившемуся ему дебюту, что начинают играть совершенно шаблонно. Отучиться от этой привычки сложно. Меня лично спасло то, что я ходил в кружок, а не играл со всеми подряд по Интернету. Прошло не слишком много времени, когда все в кружке заметили у меня излюбленную тактику и нашли ей противодействие. Оставалось либо смириться с постоянными поражениями, либо изучить что-то новенькое.

Далее я покажу, как можно глупо проиграть в самом начале игры, пытаясь совершенно бездумно реализовать подобную защиту.

1. e2-e4 g7-g5
http://s7.uploads.ru/1yXlW.jpg
http://sd.uploads.ru/wPt8p.jpg

Как правило, защиту Хвост Дракона принято начинать с открытого или закрытого дебюта, но черные почему-то захотели выстраивать ее с фланга. Что позволило белым занять пешками центр. Это уже почти сводит усилия черных на нет, так как, при продолжении Хвоста Дракона, это приведет к преждевременному размену фигур, что не позволит завершить защиту.
2. d2-d4 f7-f6
http://s9.uploads.ru/F8ts1.jpg
http://sh.uploads.ru/vzFnb.jpg

А вот и самый короткий мат, т.е. в два хода. Чем-то напоминает Детский мат, но уже без поддержки Слона, поэтому на один ход короче.
3. Ферзь d1-h5х
http://s8.uploads.ru/J0ZAv.jpg

Возможно кому-то это покажется слишком просто, глупо и даже фантастично, но уверяю, новички допускают и не такие ошибки. Я считаю, что важно не только показать, как надо играть, но и то, чего делать не стоит.

0

14

Урок 12. Атака Слоном.
Данный пример немного похож на 9 урок, только в конце главную роль сыграет Слон, а не Конь.

1. e2-e4 e7-e6
http://s9.uploads.ru/QiIGU.jpg

Начало довольно обычное. Белые стремятся завладеть центром шахматной доски. Заодно перекрывая ферзевой пешкой диагональ черному Слону, что на данном этапе делает невозможным воспроизвести атаку, как показано в 9 уроке.
Черные решают действовать более агрессивно и объявляют шах белому Королю.
2. d2-d4 Слон f1-b4+
http://sg.uploads.ru/aZ9d2.jpg

Белые предпочли закрыться Конем, а не пешкой. Причины этого мне не совсем ясны. Может не захотели ломать пешечный строй, чтобы потом произвести длинную рокировку. А возможно решили заодно защитить пешку на e4.
Черные же тоже подолжили развивать темп игры и вывели вперед своего Коня.
3. Конь b1-c3 Конь g8-f6
http://s7.uploads.ru/tZRa3.jpg

Следующим ходом пешки белые отгоняют черного Слона. Но Слон черных хоть и отходит на шаг в сторону, но сохраняет диагональ, чем связывает Коня белых, который прикрывает от шаха своего Короля.
4. a2-a3 Слон b4-a5
http://s5.uploads.ru/jxWkr.jpg

Белые решили обезопасить себя, перекрыв пешкой возможное место (поле) подхода к их флангам. Но это был не самый эффективный ход, так как черные не стали бы ставить своего Коня под сруб Ферзю белых, а белую диагональ черному Слону перекрывают две пешки. Более эффективным ходом белых был бы в этом случае 5. Слон f1-d3 ...
Черные же идут в атаку, их Конь рубит королевскую пешку белых. И это остается безнаказанным, так как Конь белых не может срубить Коня черных, так как он прикрывает Короля от шаха Слоном.
5. h2-h3 Конь f6:e4
http://sd.uploads.ru/BLCdb.jpg

Белые ставят своего бело-диагонального Слона на d3, но этот ход запаздывает. Я бы даже сказал, что он уже бессмыслен. Да, теперь Конь черных на поле e4 атакован сразу двумя фигурами и он будет вынужден оттуда уйти. Но логичнее было бы белым защитить своего Коня на c3, поставив черно-диагонального Слона на d2. Да, это поле скомпрометировано черным Конем и скорее всего белые Слона бы потеряли, т.е. произошел бы размен фигур, но это позволило бы сохранить фланг.
Черные же идут на размен Коней.
6. Слон f1-d3 Конь e4:c3
http://s4.uploads.ru/yJEv7.jpg

Белым приходится срубить Коня черных, так как он угрожает Ферзю (самой сильной фигуре на шахматной доске), хотя уже и понимают, что тем самым открывают диагональ черному Слону. Последний же рубит белую пешку и объявляет шах белому Королю. Заметьте, получилась своего рода "вилка", т.е. одновременная угроза двум фигурам - Королю и Ладье (пешку на d4 я не считаю, слишком незначительная цель для такой много ходовой комбинации). У многих шахматистов вырабатывается ложный стереотип, что вилка возможна только в исполнении Коня и они упускают из виду возможность того же действия другой фигурой.
7. b2:c3 Слон a5:c3+
http://sa.uploads.ru/dIXOA.jpg

Королю белых нечем прикрыться от шаха, поэтому он вынужден уйти с линии атаки. Тем самым он теряет возможность произвести рокировку для усиления свой защиты. А Слон черных рубит Ладью белых.
8. Король e1-e2 Слон c3:a1
http://s8.uploads.ru/3Ljpy.jpg

0

15

Урок 13. Спертый мат.
Как говорится, все о нем слышали, но мало кто видел. Шучу конечно, но отчасти так оно и есть - спертый мат удается поставить намного реже, чем все остальные. Думаю для общего развития будет полезно увидеть, как это делается.
http://sd.uploads.ru/SAljm.jpg
Белые: Король e1, Ферзь f4, Слон f1, Конь f3, Конь с3, Ладья h1, Ладья d1, пешки: a4, b2, c2, d4, e2, f2, g2, h3.
Черные: Король g8, Ферзь d8, Слон d7, Конь c6, Конь f6, Ладья a8, Ладья f8, пешки: a6, b7, c7, d5, e6, f7, g7, h6.

Первым же ходом белые наводят черных на мысль о спертом мате. Его можно поставить Конем c6, сперва на b4, потом на c2. Другое дело, что этот ход весьма очевиден и после хода черного Коня c6-b4, белые просто подстрахуются ходом Ладьи d1-c1. Следовательно нужен отвлекающий маневр.
11. Конь f3-d2 Конь f3-h5
http://sh.uploads.ru/yuqId.jpg
http://s9.uploads.ru/1ZgHu.jpg

Черные пытаются создать напряженность на королевском фланге, тем самым вынуждая белых поставить своего Ферзя на нужное поле. Обратите внимание, здесь нет никакого тонкого расчета на несколько ходов вперед. Наоборот весь упор делается на психологию и удачу.
Ферзь - самая ценная из фигур, следовательно новичкам и любителям не хочется ее потерять, им без нее играть будет не интересно. Кроме того, вспомните урок №7. Многие увлекаются ходить преимущественно Ферзем.
12. Ферзь f4-f3 Ферзь d8-g5
http://s8.uploads.ru/HkOBi.jpg
http://s4.uploads.ru/zpPjN.jpg

Расчет черных удался и белые увели своего Ферзя как можно дальше от угрозы размена. Вот тут то черные и вывели своего Коня в атаку. Снова вы можете наблюдать так называемую "вилку".
13. Ферзь f3-d3 Конь c6-b4
http://sg.uploads.ru/hQHNE.jpg
http://s3.uploads.ru/0NZGz.jpg

Белые делают отчаянный ход, тем самым предлагая всё таки совершить размен Ферзей. Но черные предпочитают закончить игру спертым матом.
14. Ферзь d3-e3 Конь b4-c2х
http://s7.uploads.ru/jhGNQ.jpg
http://sd.uploads.ru/TIHmz.jpg

По сути, выход из этой ситуации, в которую белые загнали себя сами, был только один - оставить своего Ферзя на месте, т.е. на поле d3. Да, они бы разменяли Ферзя на Коня, но мат бы у черных тогда не получился.

Я повторюсь, это не учебник для профессионалов, это примеры реальных игр начинающих шахматистов. При таком условии возможно применить не только тонкий расчет, но и психологические уловки.

0


Вы здесь » Форум магии и астрологии Magistar » Просто интересные сведения » Ловушки, уловки и ошибки в шахматной игре


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC